«А почему вы так долго ходили?» Пожалуй, эти слова будут и заглавием, и эпиграфом к моему повествованию. Ибо именно они подтолкнули меня вновь что-то написать.
Пещера Темная состоит из трех частей, названия которым давали по мере их открытия:
- Старая часть – до завала Муравейник в гроте имени Подземных Лагерей
- Новая часть - от Муравейника до Елового хода
- Сверхновая часть - начинается из грота Глиняный (он же Наклонный) и включает себя гроты БГ, ЕБГ, Три Пса, Храмовый, ход ЗПСР и ход Космонавтов.
У каждого участника поездки была своя программа, в зависимости от желаний и уровня подготовки. Для спелеошколы это был первый выход в вертикальную пещеру, им предстояло испробовать технику SRT под землей, пройти по шкурникам Старой части. Людям поопытнее хотелось совершить экскурсионный выход в Новую часть, попытаться пройти полусифон и Еловый ход, полюбоваться на глиняные сталактиты. И, пожалуй, одна группа спелеологов по целям и задачам посещения пещеры в этот раз стояла отдельно – это Женя Сакулин (СГС), Слава Евдокимова (ПКС), Антон Ряжкин (СГС). Наша задача была сделать восхождение в гроте Храмовый, цель - найти продолжение пещеры.
В Новой и Сверхновой части МНОГО жидкой глины и воды, поэтому приходится надевать под комбинезон гидрокостюм. Все ходы содержат колодцы или уступы, поэтому приходится использовать железо. Чтобы сделать восхождение, нужны дополнительные приспособы: шлямбурные крючья, закладухи, молоток, шлямбурные пробойники, веревки и т.д. Чтобы не замерзнуть, необходима горячая еда и питье. Итак, с нами два транспортника: один с едой и газовой горелкой, другой с железом и веревками на восхождение. Спасибо Жене Смоленцеву и Ане Баровой, забросившим один транс до Глиняного.
От входа пещеры до Глиняного мы дошли достаточно быстро: 40 минут, и вот уже видна веревка для подъема в грот Большие Говнища. Несколько минут, и мы собираемся среди сырой и всюду проникающей глины. Для Славы выход в Сверхновую часть первый в ее жизни. И первые слова, которые я услышал из ее уст после того, как поднялся наверх, «если бы я знала, что тут СТОЛЬКО глины, я бы сюда не пошла. Вот бы все здесь прибрать…». Ход Космонавтов встретил нас глиной, которая по консистенции больше всего напоминает жидкую сметану. Высота хода сантиметров пятьдесят, уровень «сметаны» 15-20 сантиметров. Надо плыть… Женя попросил меня не «замочить» остатки пищи, я старался изо всех сил…. Вот и зал Храмовый: объемный, просторный, наклонный пол покрыт толстым слоем глины, по которому можно кататься в свое удовольствие как с горок… главное - вовремя себя остановить и не скатиться в щель, куда уходит вся глина.
Подбодрив себя небольшим перекусом, начинаем то, ради чего пришли. Первая задача - подняться на полочку, где в предыдущий раз было закончено восхождение, организовать там место для страховки. И тут же первое разочарование: диаметр пробойника меньше, чем диаметр спита. Пришлось брать другой пробойник и бить уже спитом другую дырку. Примерно через час точка страховки, состоящая из трех сблокированных шлямбурных крючьев, организована, и началось ВОСХОЖДЕНИЕ.
Очень быстро мы со Славой разделили функции: она выдавала веревку, я ее выбирал обратно. Очень хорошо, что на страховке двое, ибо из–за огромного количества глины, которая налипла на веревку, продергивать ее одному через «восьмерку» затруднительно. Вторая трудность для страхующих – пронизывающий холод. Для того, чтобы хоть как-то согреться, мы и в ляпки, сидя, играли, и куличики стряпали, а потом Слава взялась за чисто женскую работу: стала наводить порядок вокруг, убирать глину. Уборка глины перемежалась с выдаванием Сакулину, идущему все выше и выше, очередной порции веревки. Надо сказать, что никогда до этого из уст Жени я не слышал столько критических замечаний и диктаторских требований, но ему это прощалось, ибо он выполнял самую тяжелую работу. Это ему приходилось влипать в стену и стоять в немыслимых распорах, для того, чтобы вбить очередной спит, проходить узости и идти рискованным скальником.
Пять часов работы и цель достигнута: открыты грот Колокольня и несколько безымянных ходов, которые еще ждут своих исследователей. Мы начинаем собирать вещи и потихоньку выходить на поверхность.
Выход – это, пожалуй, самое сложное. Накопившаяся усталость, обглиненное снаряжение и жажда как можно скорее выбраться на поверхность – плохие спутники. Та часть пути, на которую в первую дорогу мы потратили 40 минут, сейчас заняла больше двух часов. Вес транспортников увеличился на треть из-за глины, в два раза из-за усталости. Кроль и жумар, вместо того, чтобы работать как устройства для подъема, вдруг превратились в спусковые устройства, веревка ведет себя как капризная женщина: не хочет продергиваться самостоятельно через кроль, все приходится делать руками, а тут еще и транспортник болтается пристегнутый к тебе. Не передать словами ту радость, которую мы ощутили, услышав в ходе Ломик голоса Маши и Саши. Вот на чью помощь мы можем положиться, решили мы тут же.
Еще час-полтора заняло у нас прохождение Старой части, и вот она - поверхность.
До свидания, Темная, мы к тебе еще вернемся. Надо только отдохнуть от глины, сырости, холода…