Впечатления об экспедиции CAVEX в пещерную систему Cernelsko Brezno (Veliko Sbrego)
Позади лихорадка сборов и подготовки, получения виз и оформления отпусков. Самолет авиакомпании «Адрия» заходит на посадку. Всё, мы сели, и, как положено, короткие аплодисменты экипажу от благодарных пассажиров.
В небольшом аэропорту «Любляны» нас встречает мистер Грегор, на протяжении всей экспедиции он будет заботиться о нас и всячески нам помогать. Пока нас только пятеро: Денис Провалов, Дмитрий Скляренко (он же Скляр), Андрей Сизиков, Юра Базелевский (БЗ) и я. Завтра мы встречаемся с остальными, а пока наши товарищи едут где-то по Венгрии в районе озера Балатон. И поэтому нам можно засесть в каком-нибудь заведении, под местное пивко обсудить дальнейшие планы и продегустировать местную кухню.
На следующий день мы встретились с нашими друзьями, которые мужественно добрались сами и доставили весь наш экспедиционный груз. Решаем последние проблемы по закупке карбида и забивке воздухом баллонов. Можно сказать, что началась активная часть нашего предприятия. Хотя люди собрались пока не все: на днях из Киева должен прилететь наш начальник Олег Климчук, позже к нам присоединятся итальянцы (синьор Роберто с друзьями и подругами), потом чехи из группы КОТА 1000. В общем, народ будет постоянно приходить к нам на помощь, и это не может не радовать.
У нас классный водитель Юзеф, которого мы между собой называем контрабандистом. Но он не похож на тех трансверов-таксёров, которые обычно пытаются провезти как можно меньше, а денег содрать как можно больше. Одним словом, хороший дядька. Без особых проблем на двух микроавтобусах добираемся до небольшого городка Бовец, где, по традиции, в местном ресторанчике пытаемся съесть как можно больше вкусного, так, чтобы было о чем вспоминать и к чему стремится на протяжении всех дней экспедиции.
Заброска.
Вот и горы… Это Альпы, и чувствуешь это сразу, но чем выше мы забираемся, тем отчетливее все понимают, что несмотря на хорошие дороги, канатный подъемник и развитую инфраструктуру, нам будет не многим легче, чем на Кавказе или где-нибудь в других горах. Потому что здесь, как и там: как сказал классик «туда мой друг пешком и только с рюкзаком и лишь в сопровождении отваги». Впрочем, мы больше думаем не об отваге, а о боли в коленках и о том, что на каждого из нас, помимо личных рюкзаков, еще куча экспедиционных мешков. Мы таскаем мешки с железом и веревками, воздушные баллоны, подводное снаряжение, кино-фото оборудование и много другого барахла. Заброска на Монте-Канин и Рамбон проходит по рокаде. Рокада - это старая военно-прифронтовая дорога, построенная без малого сто лет назад во время первой мировой войны. На протяжении всей экспедиция мы будем еще не раз удивлены увиденным, и даже привыкшие к местным достопримечательностям итальянцы будут с интересом поглядывать на стол нашей экспедиционной кухни, сложенный из старых бронелистов, и собранную мною небольшую коллекцию винтовочных обойм и пулеметных лент с патронами.
Дорога – это, конечно, громко сказано. Мы поднимаемся по крутому склону вдоль BIG WELL - большой стены. Там, где тропа обрывается в пропасть, саперы первой мировой сделали проходы при помощи взрывчатки и многих тысяч камней, завалив разломы и воронки, укрепив или прорубив тропу на крутых участках. Думаю, им было не легче нашего. По ходу заброски местами нам встречаются разрушенные опорные пункты, огневые точки и остатки заграждений из колючей проволоки. Наш лагерь будет располагаться в одном из таких мест, где в скале вырублен бункер-коверна с пулеметной амбразурой на высоте 1955 метров над уровнем моря. В хорошую погоду мы будем любоваться морем и Адриатическим побережем со словенской стороны и крутыми пиками и ураганными ветрами с итальянской стороны. На расположенной выше нас вершине горы устроен крупный опорный пункт. По прошествии долгого времени он все еще не потерял своего грозного вида. Огневые позиции, выдолбленные в скалах проходы-пещеры, создавались так, чтобы и зимой, и летом небольшой гарнизон такой заставы мог держать круговую оборону, надежно защищая перевалы и дороги, ведущие вниз на равнину. В разных концах казематов, вырубленных прямо в горе, устроены колодцы для питьевой воды, которые до сих пор заполнены чистой водой. Судя по остаткам фундаментов, в одном из помещений стояла даже паровая машина. Боеприпасы, топливо и провизия, по всей видимости, доставлялись наверх при помощи канатной дороги.
В первый день заброски сделали по одной ходке, пока не пройдем акклиматизацию, таскать тяжелые бик-беки не стоит, можно и надорваться. Несколько дней с утра до позднего вечера мы занимаемся переноской грузов, вниз спускаемся только для того, чтобы немного поспать. Убежищем нам служит горное шале лесорубов: домик хоть и без особых удобств, но достаточно уютный. Здорово помогают наши друзья-чехи. На третий день, несмотря на надвигающуюся непогоду и штормовое предупреждение, решаем ночевать в базовом лагере экспедиции. Мы с Андреем Сизиковым решаемся на вторую ходку и, конечно же, не успеваем до темноты. Подъем в облаках, сырость и плохая видимость делают свое дело. Молодые и здоровые усвистели наверх, мы же поднимаемся не спеша, разговаривая за жизнь. На перевале совсем стемнело, поэтому решаем немного отдохнуть и достать фонари. Идет мелкий дождь, или это просто мы в облаке сидим, понять трудно, но куртки из Gore-tex надежно защищают. Сидим и жуем сникерсы. На верху скалы, куда нам нужно подняться, видим свет фонаря и решаем продолжить подъем. Это Провалов вышел нам навстречу, вооружившись своим палмом и мобильником, сидит сейчас на макушке и пытается отправить сообщения на большую землю. Мы продолжаем подъем, Денис, закончив с отправкой корреспонденции, быстро нас догоняет, прихватив по дороге брошенный кем-то мешок. Не спеша, в полной темноте и не очень хорошей погоде добираемся до базового лагеря.
Ребята зря времени не теряли: оборудовали кухню, натянули тент, израсходовав для этих целей 100 метров новой веревки. На кухне весело и уютно. Нам предлагают ужин, а дедушка Мартин протягивает кружку со шнапсом. Ужасно болит колено, но мне все равно хорошо. Выйдя из кухни, замечаю, что погода заметно портится, даже не решаюсь сходить в туалет и сразу бреду к палатке спать. А ночью ураган, как и положено, только набрал силу. Мы проснулись оттого, что кто-то пытался нам что-то кричать на русском, и, судя по всему, этот кто-то был чех. Впрочем, «проснулись» - не совсем правильное слово: скорее всего никто из нас не спал, все лежали и думали, сорвет наши палатки или нет. Из всего, что Мартин (а это был он) прокричал, я понял только то, что ураган разрушает нашу кухню. Как и положено боевому офицеру, решение принимаю быстро, все как на службе. Сигнал тревоги, надеваю боевую одежду, следую к месту вызова, провожу разведку, а дальше по обстановке, будет необходимо - запросим дополнительные силы и средства. На беднягу чеха жалко смотреть, на нем только изотермик и тот весь мокрый. Тогда я еще не понимал, что палатки, в которой он спал, больше нет. Она безжалостно уничтожена ураганом. Мы пробираемся к кухне. Мартин мужественно пытается спасти тент, но он такой большой, что за него страшно держаться. Если его все-таки сорвет, мы улетим, как на ковре самолете. Самоотверженность, с которой Мартин боролся со стихией, вызывала восхищение и придавала сил. Мы сделали, что могли, главной задачей было сохранить тент и продукты.
Весь следующий день природа буйствовала, тент все-таки сорвало, и прием пищи проходил по палаткам. Мартин решил спускаться вниз, больше, кроме Провалова, никто в этот день не рискнул покидать пределы базового лагеря.
Но по большому счету, с погодой нам повезло: солнечных дней в этой экспедиции было больше, чем дождливых, кроме того, нам посчастливилось захватить золотую осень в горах и альпийскую зиму при сброске. Но итальянцы были удивлены, что в такое время года нашлось столько желающих поехать на Канин.
Пещера.
С первых же дней нам стало понятно, что мы немного проигрываем по времени. Еще на стадии подготовки к экспедиции существовала договоренность со словенскими спелеологами о том, что мы заранее доставим им веревку, а они провесят пещеру. Но, прибыв на Монте-Канин, мы обнаружили, что веревки и все железо на колодцах старые и провисели там почти десять лет (с момента спасательных работ, когда в пещере произошли трагические события). Поэтому нам предстояло не только сделать заново навеску, но и демонтировать старую, а также вытащить на поверхность кучу изношенных веревок и карабинов. За несколько дней двойки, сменяя друг друга, провесили пещеру до лагеря -600. До этого места пещера представляет собой сплошную вертикаль. Колодцы простые, воды нет. Все ясно и понятно, нет изматывающих меандров, утомительных переходов и узостей. Короче прелесть, а не пещера. После шестисот пещера продолжается по большому коллектору с красивой рекой. Не доходя до лагеря, большие озера с перилами под потолком. Одним словом, красота. Пещера кажется уютной и дружелюбной. Команда «Молодые волки» - наши молодые, но уже многоопытные товарищи (так в экспедиции называли самарцев Женю Илингина, Васю Хохрина, украинца Диму Федотова и Димона Викорчука из Челябинска) с поставленными задачами справлялись блестяще. Навесили веревку и затащили необходимое снаряжение. Не подвели и остальные (у нас вообще была классная и дружная команда). Поэтому результат, к которому так стремились, не заставил себя ждать. Сифон на глубине 1200 метров подводниками Олегом Климчуком и Юрой Базилевским был пройден.
Эта экспедиция показала еще раз, что дружные, хорошо подготовленные и экипированные команды способны решать поставленные задачи в короткие сроки, добиваться высоких результатов, несмотря на плохую погоду и другие трудности.