Цель – исследования перспективных ходов в галерее, открытой в результате восхождения в гроте Храмовый.
Задачи: освобождение входа пещеры от упавшего дерева, проверка перспективных ходов в верхней галерее грота Храмовый, топосъемка новой галереи, выемка снаряжения.
Сроки: 03-04 марта 2007
Участники (Екатеринбург):
Женя Сакулин (зачинщик и организатор)
Таня Кунаева (автор данной заметки)
Олег Копылов (просто очень хороший человек)
«Снова поезд…»
Как всегда желающих поехать было много, получилось не у всех. Собралась одна группа из Екатеринбурга и одна – из Перми.
Екатеринбург. Станция «Свердловск пас.» Очередная попытка Жени опоздать на поезд в очередной раз закончилась неудачей. Я, впрочем, не волновалась, так как была наслышана о его привычке заскакивать в отходящий состав на бегу. Олег присоединился в Чусовом. Почти всю ночь не спали. Говорили много. Обо всем и ни о чем. Как всегда. Поезда располагают.
Елка
Когда подъехали к пещере группа пермяков, прибывшая чуть раньше, занималась парковкой автомобиля. С этой целью значительная площадь у обочины дороги была расчищена от снега. А мы то надеялись, что они уже расправились с елкой, торчащей из входа в пещеру. Ведь хвастались, что привезут бензопилу.
Пришлось самим махать лопатой.
Когда бензопила завелась (с третьей попытки), дело пошло веселее.
Пещера
Вниз «упали» достаточно быстро. Потом вверх, в Сверхновую. Так вот он какой – Ход космонавтов… вспомнилась песня «Таких не берут в космонавты»… интересно, а нас бы взяли??
Храмовый. Ощущение, что идешь по болоту. Простоял чуть дольше минуты на одном месте и рискуешь остаться без сапог – их словно затягивает.
Еще веревка вверх. Вот он ход, который нужно прокопать и пролезть. Не такой уж узкий, но глина настолько вязкая, что сильно затрудняет движение вперед. Саперная лопатка таки пригодилась – протиснулась я, за мной и Женя.
Лично я туда залезла только потому, что в какой-то момент поняла – обратно уже не могу, а впереди виднелось пространство, где можно было развернуться.
Ход (меандр метров десять) плавным заглиняным скатом уходит вниз и сухой, но узкой щелью вверх. Дальше некуда. Осталось только оттопосъемить.
Была еще веревочка вверх в щель на потолке. Я залезла. Небольшая полочка. Влево и право щель сужается. Впрочем налево сразу за сужением пошире, но как туда лезть – мне было непонятно. Женя придумал залезть в эту же щель снизу по перекинутой веревке. И застрял. По его собственным словам – ТАК он еще никогда не «попадал». Олег его долго спасал, не без вреда для своего здоровья (спину ему Женя изрядно потоптал), но все закончилось благополучно.
Путь обратно на поверхность традиционно дольше и тяжелее. Тем более, когда снаряжение превратилось в один сплошной комок глины.
Жаль замерз фотоаппарат. Вид, который мы представляли сразу после выхода из пещеры, стояло бы запечатлеть. У Жени и Олега хотя бы лица были относительно чистые. А я постоянно поправляла съезжавшую на глаза балаклаву - белыми остались только зубы и глаза.
Отъезды
Вышли из пещеры в районе часу ночи, до гостеприимной Жениной квартиры в Губахе добрались около двух (благо нас забрали на машине почти от самой пещеры).
Запомнился диалог:
- на сколько завтра ставить будильник?
- будильник?... на 9 или на 10…
Проснулись полвторого дня.
А дальше уже будни. У каждого свои. Поезда. Дома. Опоздание на работу. Полуночная борьба с глиняно-мокрым рюкзаком и снаряжением. Это же Темная…
Результаты:
- Ход, подававший надежды расширен, пройден и «закрыт» - продолжения нет.
- Проверена вертикальная щель в потолке. Дальнейшее ее прохождение пока не представляется возможным.
- Веревка Пермского клуба спелеологов заменена (на веревку СГС) с целью возвращения в родной клуб.
p.s. По всей видимости работы в пещере будут продолжены.