Пещера Пропащая Яма – новоиспеченный уральский подземный монстр.
Кто сказал, что острые ощущения, спина в мыле, многочасовые заброски, гамачные подземные лагеря и сотни метров навесок живут только лишь на Кавказе и Средней Азии? Ага, и я так раньше говорил. Пока в далеком 2001-м, судьба не забросила меня в самое сердце Башкирии – Бурзянский район, в пещеру Пропащая Яма. И знал я о ней только то, что там входной отвес больше чем в Сумгане, да надо помочь магнитогорским собратьям отснять 300 м нового хода, да малость подучить топосъемке тогда еще совсем малышей – Серегу Чистова и Валеру Красникова.
Вначале я был ошеломлен. Потом восхищен. Это была ДЫРА! Ни одна пещера на Урале, да и не только больше не впечатляла меня настолько. Это был настоящий шок – сотни метров навесок, часы заброски, литры пота в сапогах… И все это на фоне красивейших натеков, горячих сердец друзей – Виталика Сидорина, Антона Ефимова, Альбины Демченко, Валерки с Серегой… Я влюбился в пещеру и в ее лице в Магнитогорский спелеоклуб «Протей». Я вернулся домой и через две недели уже взял отпуск без содержания и снова – уже с экспедицией СГС, с Челябинцами, позже мы еще не раз возвращались и возвращались сюда, и каждый раз мы привозили назад сотни метров новых галерей и гротов пещеры, и каждый раз оставались новые знаки вопросов, более многочисленных, чем полученные ответы…
Воистину лучше идущий глупец, нежели лежащий мудрец. Так говорили в старину. Сколько лет живу на свете и всякий раз убеждаюсь, что просто лежать на диване, мечтая о великих свершениях на ниве подземных похождений, познания неизведанного в себе и вокруг себя вставляет намного меньше, нежели тупое таскание реальных мешков по реальной дыре в реальном времени.
Слава Белому, впервые за долгие годы выбор куда и с кем ехать был настолько велик, что душа чуть не расстроилась (расчетверилась и т.п.) – и тебе Алек, и Победа, и Баджейский лагерь в Красноярске, везде открытия, друзья, положительные эмоции, в общем просто новогодняя сказка, обещанное в детстве Дедом Морозом новогоднее чудо для больших и не очень детей… Жизнь впервые бьет ключом и не только по голове. Я счастлив, что сей момент настал. И конечно я выбрал поездку с моими магнитогорскими братовьями в нее, в Яму. Пропащую Яму. Ставшую к 2007-му году своеобразным уральским подземным монстром – в пещере около 300 метров отвесов, не считая 12 стен взятых спелеологами от 20 до 60 м высотой, меандры с подземными ручьями, в которых ПБЛ можно ставить не иначе как в азиатском варианте (в гамаках то есть), чтобы пройти по основному маршруту туда и обратно без мешков и навесок налегке требуется не менее 8 часов, и это если не фотографироваться и не заглядывать в прочие части пещеры.
Ехали мы традиционно с приключениями – отсутствие снега в Магнитогорске с лихвой окупилось непролазными сугробами и заносами за Бурзяном. В итоге ночевать пришлось в Атиково, по иронии судьбы у того же самого Азата, у которого мы по причине все тех же заносов в 2000/2001 году встречали новый год. И этот же Азат на своем мощном тракторе забросил нас на ферму Таравал, расположенную неподалеку от пещеру.
Потянулись неспешные будни. Торили лыжню. Провешивали колодцы. Несколько смешало наши планы (немного, часа на 2-3 скакания на морозе в комбезах у дыры) затянувшаяся выброска из дыры Самарцев. Не очень понравились также переломанные палеными болтами наши спиты, забитые в 2001 году. Мало приятного было завешиваться на шлямбурах, помнивших еще видимо группу Николая Овчинникова (СГС), исследовавшую впервые пещеру в 1967 году. Но ничего, спускались же мы в пещеру когда-то по грыжованному тюменскому рыбфалу…
Основная задача выпала нашей четверке – мне, Валере Красникову, Теме Дреботу и Сергею Ильину. Нам предстояло провесить пещеру до упора, раздолбать шкуродер Соковыжималку, за которым таилась самая слабоисследованная часть пещеры, по различным откликам имевшая весьма и весьма солидные размеры и даже настоящие постоянные водотоки. Нужно было максимально изучить этот отрезок пещеры, закончить построение реперного хода по основному ходу пещеры и отнять новые участки пещеры… Сказать что работа кипела – ничего не сказать… Несколько смен по 12-16 часов… И взрывные работы в шкурнике не понадобились… И все было бы хорошо, если бы не упорный пофигизм молодого поколения, которому абсолютно было без разницы по какой стрелке компаса брать замеры, благо удавалось вовремя хватать за руку некоторых товарищей. В ответ на возмущенный вопрос меня «Ты разве не видишь что это красная стрелка? Ты че такие неровные круги рисуешь, может ты дальтоник?» неизменно звучало «А что, разве это так важно?». Святая простота! Ну да ладно. С грехом пополам но на самую дальнюю глубокую точку пещеры мы вышли – небольшой сифон поглотил единственный ручей в пещере и некоторую часть наших надежд… Тем не менее просто сырный характер дальней части пещеры порождал уверенность в том, что развивающаяся в сторону известного в районе грифона Таравал часть пещеры далеко не конец…
Впервые я ходил по дыре в фирменном изотермике от СПОРТХ.РЮ и меандровском пластикате. Впечатление одно – пластикат хорош там где нужно плавать, плюхаться в грязи, но если весь день скачешь по сухим частям пещеры 30 м вверх, 30 м вниз, 20 м вверх, 50 м вниз и т.д., то плавать начинают ноги в сапогах от собственного пота, не говоря уже о всем остальном. Таки я перелез к концу экспедиции в гартекс. В следующий раз я пластикат потащу с собой в транспортном мешке и одену его только за Гротом глиняных дворцов, где будет стоять наш ПБЛ…
Сидим у газилки с Валерой и Темой под входным 83-х метровым колодцем и смотрим друг на друга… Ха… Дыру хотели закрыть. Да тут еще работать и работать! Наконец то разбили нормальную реперную сеть, выяснили куда развивается основной ход пещеры, что можно копать в глиняных дворцах – там из под стены как пасту из тюбика выдавливает своеобразный аналог ледника – гигантский язык глины, и он движется!!! Откуда? Не иначе там есть полости и надо копать! Весь берег Белой в этом районе пустой… Это значит что на следующий зимний сезон мы вновь поедем сюда. Копать глиняные дворцы. Дорасширять Соковыжималку, искать в дальней части… Нас ждет также восхождение как минимум в двух колодцах уходящих в верх за Соковыжималке на неизвестную высоту, тем более, что пещера в этих местах уходит на глубину 75-80 м от поверхности, а это минимум еще 2 этажа пещеры…
Только ехать надо до нового года и отмечать его по походному, сдержано, а то несмотря на то что выехали мы 3-го, как минимум до 5-го у некоторых участников носились по желудкам новогодние курицы, в крови – сивушные масла, а в головах – бредовые идеи варить пиво из осиновой коры…
Пещера ждет нас. Она нас любит. И мы ее любим, и в следующий выезд мы почистим и помоем ее. Пора. Уж больно сильно ее опять загадили… Ну вот пожалуй и все. До после восхождения, до будущей дыры как говорится… А разрез и план мы тихой сапой таки сделали по всей пещере, всего 6 экспедиций с 2001 по 2007 год… Вот тебе и Урал Подземный.
Кстати, если по основному маршруту все навески и восходящие участки развернуть вниз получится вполне приличная кавказская дырка глубиной эдак метров 400… Так то…
Благодарный и бессменный участник исследований в пещере, Баянов Дмитрий
Екатеринбург, январь, 2007г