Особенности сброски с Хипсты в зимний период или «День Радика». Автор: Шеремет Сергей.
Хочешь рассмешить Богов - расскажи им о своих планах...
- Скажите, вот Вы едете вокруг света на мотоцикле,
в одиночку, по незнакомым странам, не зная языка,
а Вы не боитесь, что с Вами, что-то случиться?
- Так мы и едем для того чтобы с нами «что-то случилось»...
Абхазия. Хипстинский массив. Экспедиция в систему Иллюзия - Меженного - Снежная, девятое января 2009 года. Почти месяц под землей. Время пролетело незаметно, но к солнцу уже очень хочется. И вот наступает долгожданный день сброски - как оказалось, один из самых ярких этапов экспедиции...
Для начала краткое содержание предыдущего дня. Вчера нам повально не везло. Утром была погода на Хипсте но почему то ее не было в аэропорту Сухуми. Вертолет все-таки взлетел, полетал 20 минут и сел обратно - из облачности так и не вылетел. Потом погода пропала и у нас, но ждем до трех часов. Нервничаем, после месяца под землей все хотят вниз, вниз к морю конечно же...
Некоторые хотят на столько что возвращение в пещеру для них - «... это как будто тебя только что выпустили из тюрьмы и сразу забирают обратно...».В общем Саша Дегтерев с Таней Немченко после первой же неудачной попытки вертолетчиков надели снегоступы, и потопалти в Дурипш пешком, предполагая быть у Гурама уже сегодня к вечеру. Нервничаем еще и потому, что снизу нам сообщают, что команда Cavex две недели прождали погоду и так и не смогли улететь, экспедицию сегодня официально свернули. И дальнейший прогноз не радует. Но все-таки надеемся на лучшее. В половину третьего стало посветлее и появились разрывы в облаках...
Все идем на хребет, к вещам. На пол дороги Юре звонит Подпругин и сообщает, что у них растянуло и можно взлетать. У нас вроде тоже ничего, по этому даем отмашку. Правда «ничего» продлилось очень не долго. Такое впечатление, что наверху отмашку поняли как то не так и начало опять затягивать, пошел мелкий снежок. Все равно стоим на хребте ждем. Дружно держим кулаки. Через некоторое время слышим гул вертолета! Он приближается!
Зажигаю свой заранее заготовленный резиновый сапог, чтобы показать ветер. Горит кстати не ахти - дыма дает мало... Для верности Касьян цепляет горящий сапог лопатой и начинает размахивать им над головой - пытаясь таким не хитрым способом приманить вертолет... Но звук вертолета не приближается а начинает удаляться. Еще минут 15 напряженно вслушиваемся, потом звоним вертолетчикам - они уже в Сухуми - сесть у нас не представляется возможным, так как у нас уже сидит облако... Дальше начинается процесс «...как будто тебя только что выпустили из тюрьмы...». Васей наземные сценарии развития событий как то: вырыть снежную пещеру и ночевать в ней или спускаться вниз пешком отброшены как слишком сложные и не безопасные. По этому надеваем вонючие изотермики, отогреваем в привходовой снежной пещерке смерзшееся железо. Буквально когда первый человек цепляется к навеске небо полностью растягивает... Становиться видно очень красивый закат, море и редкие облачка над ним. Вертолет больше сегодня лететь не хочет - спалили все горючее, пока заправятся - стемнеет. Стараемся не смотреть в сторону моря и мужественно уходим на минус сто, по новой ставить лагерь.
А сегодня подъем около трех ночи, легкий завтрак, не долгие сборы лагеря (вчера не плохо потренировались) и наверх. Входной колодец плохо прокрикивается но вчера уже на его дне можно было получить информацию о том что видно солнце и море... Сегодня сверху как то подозрительно не отвечают. А наверху настоящая метель, что тут скажешь. Сразу становиться понятно, что вертолет не прилетит. Кого-то завернули еще на пол пути.
Вертолетчики говорят что такой прогноз на 6!!! дней... Но в обед надо связаться - возможно растянет. У Юры и Большой Юльки билеты на завтра, у остальных на после завтра... Все звонят по домам и сообщают о том чтобы не ждали в ближайшее время... Саша Якунин звонит своему директору: «Алло, Дюшинька, тут в общем погоды нет, и похоже не будет еще неделю, так что я на работу в понедельник скорее всего не прийду... Дюшинька, ты не увольняй меня пожалуйста...» Дальше Саня в недоумении отнимает трубку от уха: «Связь оборвалась... Я только смог расслышать - «Ты уволен!»... Интересно это он пошутил?...». Прикидываем расклад по бензину и еде. Выходит, что бензина есть на пару дней жесткой экономии, потом надо идти на -700 и собирать все заначки. С едой получше, но снизу тоже надо будет поднимать. Короче дней 10 продержимся... Из личных вещей извлекается вся литература - в основном все про Фандорина и новый журнал Свет... Ага, про спелеологию - очень занимательно почитать, особенно в нашей ситуации. Две колоды штабных карт на хребте вместе с остальными мешками, за ними решаем сходить в другой раз, как потом оказалось очень правильное решение... Вниз идти не хочется, не так как вчера конечно, в общем то вчера выяснили что это не смертельно, но все равно не хочется. Радик даже вызывается «погулять» наверху до обеда, покараулить погоду. Снаружи заметно похолодало и сидеть даже в привходовой пещерке не сахар. На часах восемь утра - валим вниз.
А внизу уже во всю кипит работа по модернизации и расширению площадок под лагеря. Бензин надо экономить, по этому это еще и единственный способ согреться и хоть немного высохнуть. Горюю о спаленном вчера сапоге - в трэкинговые ботинки не влазят ноги в гидрокостюме, а без гидрокостюма в кружевном (шить уже не получается - не к чему) кордюровом комбинезоне сильно промокаешь... Попили чаю, сразу вырубили примус и в спальники. В скорый отлет уже никто не верит по этому никакой сушки. В спальнике получше но тоже не Майями - поверхность рядом и за бортом палатки +2, внутри похоже тоже... Все таки не надолго заснул, просыпаюсь от того что слышу как по колодцу сверху кто то барабанит...
Я: Юра, похоже Радик идет, почти двенадцать...
Юра: А прикольно было бы сегодня на поезд успеть... (поезд из Нового Афона в четыре)
Юлька: Спорим под шалбан, что не успеем?
Радик: Народ, подъем, все наверх - там погода!!! Красиво, как вчера вечером!
Дальше все завертелось с какой то сумасшедшей скоростью... Уверенности что улетим не было все равно - по этому, и еще для экономии времени, решили палатки не снимать. Собрались и оделись минут за пять, по ощущениям. Радик, Саня Якунин и Петя побежали налегке наверх тропить на хребет, к вещам - снег шел с ночи, не переставая, и выпало метра полтора, наверное. За ним Касьян и Измайлов потом все остальные. Под колодцем из зала очередь, но это не на долго, у всех не больше чем по мешку, дорога уже изучена досконально... Подходим под входной колодец - там пробка, Серега Ляховец где то под верхом. Почему то очень много снега на дне входняка и он продолжает сыпаться. Подниматься нельзя - ждем. Сверху не отвечают. К нам спускается Петя, без каски!!! Взгляд у него просто сумасшедший. От Пети узнаем, что они начали тропить по старой тропе и сорвали лавину. Его и Саню Якунина зацепило краем, а Радика унесло метров на 400 вниз по склону. Радик вроде выкопался самостоятельно и сейчас подымается вверх по склону... Все «немного взволнованы»... Как потом выяснилось Радика они ходили звали минут 10, наконец где то далеко снизу услышали - Эва! Я живой!
Потери: каска и фонарь Пети, трэкинговые палки Сани, лопата... Поднимаемся наверх. Вещи, которые лежали в снежной яме, у входа, засыпаны. Снежной пещерки больше нет - снесло лавиной. Макс копает уцелевшей лопатой. Меняю его, копаем по очереди - так теплее, мороз наверху градусов 10-15. Идти вверх по склону стремно. Серега Ляховец, как самый продвинутый среди нас альпинист говорить, что в лоб идти безопасно и отправляется на хребет. Погода явно не стабильная, а мешков с нашими личными вещами все не видно. Вот показались мешки!
Ляховец кричит с хребта, что все в порядке - наши вещи не замело снегом! Хватаем барахло и начинаем подниматься на хребет. Тем временем из пещеры поднимаются крайние.
Юра звонит на аэродром и дает команду - можно взлетать. По языку лавины поднимаемся почти на самый хребет. Потом траверсом к вещам, дистанция 15 метров. Пока идешь траверсом по свежей тропе стараешься не дышать. На самом хребте надуло впечатляющих размеров карниз. Просто чудо, что наши вещи не занесло. Все собираемся на хребте. Облачка, поднимающиеся с моря, действуют на нервы. Очень холодно, пальцы примерзают к перчаткам. Вот со стороны моря появляется маленькая точка... Кричим машем руками... Он все таки прилетел! :) Все падаем на мешки - держим что бы не сдуло... Я с краю. Перед хребтом ротор и вертолет колбасит. Честно говоря я думал что садиться (если так можно назвать зависание над хребтом) они будут метрах в 5 от нас... Когда я понял что вертолет садиться прямо на меня - просто перестал на него смотреть. От ветра создаваемого винтами становиться не просто холодно, это знакомство с особенностями высотного альпинизма какое то... Вот выбросили трап. Запрыгиваем и начинаем забрасывать мешки. Процедура занимает минуты две не больше...
Люк захлопывается и под радостные крики машина буквально спрыгивает c хребта к морю... Пальцев не чувствуешь, у всех белые от мороза щеки, Юра не может снять перчатку - примерзла к руке, но у всех улыбки до ушей - мы летим к морю, к солнцу и теплу. :) На часах без десяти четыре - я говорю Юльке - выиграла ты шалбан похоже, по всему поезд уедет сейчас без вас... Юлька говорит - по видимому да. Дальше посадка на пляже около вокзала Нового Афона.
Со стороны это выглядело, мягко говоря, колоритно - куча людей в грязных мокрых комбинезонах, у многих включены фонари - выключатели замерзли, кричат, обнимаются, некоторые барахтаются в море...
В общем пару минут всеобщего сумасшествия и Юра заявляет - А почему бы нам не попробовать успеть на поезд Сухум - Москва? Хватаем мешки и бежим на вокзал. На вокзале выясняется, что поезд опаздывает на 15 минут - это же море времени! Наконец то снимаем с себя системы, переодеваемся в сухое...
Платформа очень быстро становиться похожа на довольно крупный цыганский табор. Какая то женщина пытается ругаться - вертолет при посадке сдул часть крыши с ее кафе. Юрий Михайлович дипломатично заявляет, что мы не виноваты и все вопросы к ВВС Абхазии. Это как то сразу охлаждает ее боевой задор и нас оставляют в покое. Подходит поезд. Грузим мешки. Юра Евдокимов садиться в поезд в пластиковом комбинезоне и с пантином на сапоге.