Вообще-то я всегда считала себя туристкой, вкладывая в это понятие не только набор неких представлений, вложенных в меня еще в самом начале походной биографии, но и, вероятно, конкретно свой туристский опыт. К весне текущего года этот туристический «багаж» в основном состоял из горных походов, а также разной сложности пеших, водных и лыжных путешествий. И только пещеры никогда не входили в сферу моих интересов. Все, что связано с пещерами, в моей голове совершенно четко определялось как «про спелеологов», но ни в коем случае не про меня.
Собственно, причиной, вероятно, являлось раз-навсегда, по крайней мере, надолго, испорченное впечатление. Подобно тому, как первый ПВД (поход выходного дня) с «Романтиком» заставил меня задержаться в клубе на все пять лет института, точно также неудачный опыт посещения п. Дружбы на длительное время оттолкнул от изучения подземного мира. А зря.
Однако не зря говорят «не зарекайся». Время пришло. Дорожка привела. Я оказалась в спелео-лагере, организованном Пермским клубом спелеологов под городом Губаха Пермской области.
Прибыли. Участников лагеря разбили на отделения в зависимости от опыта и подготовки. Назначили каждому отделению инструктора и стажера (стажер - фактически ученик на инструктора, оказывает помощь инструктору в организации работы с отделением).
Если говорить о минусах организации данного мероприятия, то лично для меня это была излишняя, по моим субъективным ощущениям, вполне «лагерная» дисциплина. Подъем и отбой по расписанию. Дежурства. Достаточно жестко регламентированные правила поведения. И только от принудительно установленного режима дня польза была совершенно очевидна. Подобное расписание (отбой в одиннадцать, подъем в семь) позволял избегать недосыпания и, как следствия, накопления усталости. Ибо кто же в походе (в лагере, в экспедиции) по доброй воле ляжет спать в одиннадцать?
А если говорить о положительных эмоциях... Это расширение личной географии знакомств, получение новых навыков и расширение границ собственных представлений о мире. Но обо всем по порядку.
Во-первых, участниками лагеря стали не только жители Уральского региона (городов Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь), но и гости из далекой Самары. В моем отделении оказались представители всех четырех городов.
Во-вторых, участники лагеря имели возможность закрепить имеющиеся и получить новые навыки и знания о технике передвижения в пещерах (техника SRT), подготовке и организации подземных базовых лагерей (ПБЛ), медицине и др.
В-третьих, мы посетили несколько наиболее интересных пещер не только Пермской области, но и Урала. Это, в частности, пещеры Российская, Мариинская, Темная. Впечатления от пещер… Они и намного красивее, и намного интереснее, чем мне представлялось изначально. И каждая достойна отдельного описания.
Пещера Российская запомнилась удивительным подземным озером, узким, глубоким, необычайно прозрачным, с чистой холодной водой, и двух ярусным меандром , пробираться по которому можно или по дну - узкому и извилистому, или по узким полочкам вдоль стен меандра, расположенным как бы на втором уровне. Соскользнет нога – и полетишь вниз. А самое главное надо вовремя переходить с одного «уровня» меандра на другой, так как нижний «этаж» в нескольких местах «уходит» в непроходимую узость, а по верхнему «этажу» становится невозможно пройти, «полки» сглаживаются и скругляются в стены меандра. Посещение пещеры Темная нашим отделением, к сожалению, ограничилось первым колодцем, впрочем, тоже впечатляющим, и одним из залов, где мы снимали замеры для построения карты-схемы (этот процесс называется топосъемкой). Темная удивила размерами, пространствами что ли… Однако знакомство было слишком кратким, чтобы оценить масштабы в полной мере.
Последняя пещера – последняя для нас в этом лагере, и последняя из тех, о которых хотелось бы рассказать особо – это пещера Мариинская. В «Мариинке» много узостей, называемых «шкуродерами». Через некоторые можно и даже нужно пробираться в снаряжении, как например через «Розочку» — узкий ход, обрывающийся глубоким колодцем. В некоторые ходы можно протиснуться, только сняв с себя все лишнее — некоторым нашим участникам пришлось временно избавиться даже от каски. И еще одна из удивительнейших особенность Мариинской пещеры – ледник, часть пещеры, где во льду и изо льда буквально все – стены, сталактиты, сталагмиты, потолок. Зрелище потрясающее.
Ну и, конечно же, за тот недолгий срок, что длился лагерь (одна неделя) многого увидеть не удалось. В районе г. Губахи расположено огромное количество разнообразных и интересных пещер, лишь с малой частью которых (да и то не полностью) удалось познакомиться. Поэтому, как часто бывает, разъезжались с мыслью «мы сюда еще вернемся», а прощались со словами «мы еще обязательно встретимся». И конечно, мы встретимся. В тех пещерах, где нас свела судьба в Пермском спелеолагере, или в одной из многих других, еще не открытых и уже изученных. И конечно, мы обязательно вернемся. Ведь у каждого, как у любого нормального ученика, остались «долги». Кто-то не прошел до конца Темную. Кто-то не забил свой первый спит . А кто-то так и не сумел завязать «заячьи уши» одним концом веревки. Те, кто знает, что это такое, меня поймут…